Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

Промышленность цифровизируется и предлагает ИТ-специалистам новые интересные задачи. Диджитал-подразделения промышленных гигантов разрабатывают VR- и IIoT-решения, создают цифровых двойников и занимаются дата-аналитикой. В своих историях сотрудники трех разных отделов «Северстали» рассказывают, как работается в компании и как написанный ими код меняет работу тысячетонных агрегатов и сохраняет здоровье и жизни людей.

Виртуальная реальность в промышленности

Максим, старший разработчик AR/VR-решений:

— Еще студентом я хотел решать интересные нестандартные задачи — как, наверное, любой начинающий ИТ-специалист. На старших курсах пришел на собеседование в «Северсталь», и мне предложили работу мечты — заняться AR- и VR-приложениями. Я немедленно согласился.

Наша команда с нуля разрабатывает приложения виртуальной и дополненной реальности для самых разных сфер, но чаще всего — обучающие: работник надевает VR-очки и учится работать в виртуальных цехе или шахте.

Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

На современном производстве нельзя просто взять и пустить работника учиться на реальном оборудовании — это может дорого обойтись или оказаться опасно. Например, один из наших виртуальных тренажеров предназначен для обучения сотрудников, которые разливают сталь при температуре 1500–1600 градусов — ошибаться нельзя. Другой — помогает изучить порядок действий при пожаре и оказании первой помощи. Рабочие выполняют в VR привычные действия и видят, к чему ведет нарушение правил — например, как из-за ошибки на товарища падает что-то тяжелое. Это нагляднее, убедительнее и эффективнее, чем просто учить технику безопасности.

Некоторые ситуации в реальности отрабатывать сложно или вообще практически невозможно. На одном из предприятий действия при чрезвычайной ситуации отрабатывались раз в несколько месяцев, потому что для этого приходилось останавливать производство. Потом мы создали для него виртуальный тренажер. Поскольку VR-тренировки не прерывают производственный процесс, то теперь отрабатывать действия при ЧС можно намного чаще. Другое наше приложение, созданное для горно-обогатительного комбината, учит, как быстро покинуть шахту, если случился обвал или началось задымление — в такой ситуации важна буквально каждая минута. В реальности обвал ради учений не устроишь, а в приложении можно заранее отработать каждый шаг. Сейчас в «Северстали» действует больше 15 виртуальных тренажеров, которые помогают рабочим различных производств — от работников офисов до шахтеров и сталеплавов  — осваивать профессию без риска для здоровья и жизни.

Мне очень нравится наш проект «3D-полигон». Здесь, как и в VR-тренажере, работники выполняют рутинные операции (поднимают краном материалы и оборудование, подбирают средства защиты и так далее), а нарушения правил безопасности приводят к авариям и травмам. Мы создаем тренажеры, которые могут работать в двух режимах: VR и 3D. 3D-режим позволяет запускать тренажер на обычных компьютерах без использования VR-оборудования. 3D-полигон — это самый первый тренажер, в котором мы применили 3D-режим. Благодаря этому он стал самым массовым, и это позволяет обучать сотни мастеров.

Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

Бывает, поначалу нашу команду не воспринимают всерьез. Я помню, как мы создавали тренажер для машиниста, который управляет машиной для загрузки камер коксовых печей. С помощью 3D-принтера мы сделали копии контроллеров для управления коксовой машиной и соединили с Leap Motion — средством захвата движений рук. Консультанты с производства сначала смотрели на нас так, будто мы с игрушками возимся. Но, когда познакомились с готовым тренажером, сразу изменили мнение — пожалели, что в свое время их так не учили. Вот в такие моменты я чувствую, что моя работа значима и полезна для людей.

Мы и сами бываем на объектах, для которых создаем виртуальные решения. Когда делали приложение для горно-обогатительного комбината, то спускались в шахту на 700 метров. Там все серьезно: предварительный инструктаж и медосмотр, экипировка, обучение работе с самоспасателем (прибор, который позволяет два часа дышать, даже если в шахте задымление). Там, внизу, контрастно: где-то холодно, где-то очень жарко. Под землей есть лужи, и, к моему удивлению, иногда идет дождь, ездят машины и выполняют свою работу сотни людей. Но быть там физически трудно, и я поднимался наверх с облегчением. С тех пор еще больше уважаю тех, кто работает на глубине и в цехах.

От R&D до разработки клиентских сервисов

Александр, тимлид, направление разработки клиентских сервисов:

— Я пришел на вакансию разработчика в управление R&D и считал, что моей задачей будет работа с фронтендом. На самом деле, задачи оказались намного разнообразнее: поднимать Hyperledger Fabric, разбираться в смарт-контрактах на Ethereum, работать с нейросетями и IoT, и да, в некоторых случаях с фронтендом тоже. Позднее R&D разделилось на разные направления, и я перешел в направление разработки клиентских сервисов.

«Северсталь» не просто дает возможность учиться. Тут обучение — это обязанность, которая прописана в годовых целях. Еще в них включены изучение новых технологий с разработкой прототипов. Помимо возможности (а нередко необходимости) учиться на внешних курсах, нам доступны также внутренние, портал интерактивных курсов и электронная библиотека. На мой взгляд, внутреннее обучение принципиально не отличается от внешнего по качеству. Но мы получаем дополнительные преимущества благодаря контексту: учиться проще на реальных, знакомых на практике примерах.

Мой фаворит среди пройденных внешних курсов — курс на продакт-менеджера. Мы узнали о генерации и развитии идей, об их применении в продуктовых командах, научились понимать перспективы продукта, работать с фидбеком и реагировать на негатив. А одним из лучших внутренних курсов оказалась программа развития молодых руководителей.

Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

Позже, когда я уже погрузился в культуру «Северстали», произошло событие, которое помогло мне узнать многих руководителей. Мы выполняли проект по интеграции внутреннего чат-бота с облачными сервисами ИИ и тикет-платформой. В финале предстояло провести нагрузочное тестирование сервиса. В ходе него я на какое-то время положил тикет-систему, успев сгенерировать сотни тикетов об ошибке. А сотрудники поддержки должны закрыть их в срок, иначе — невыполнение KPI и годовых целей, потеря премии... Через четверть часа мне позвонили и спросили, как я намерен решить проблему с созданными тикетами (выяснилось, что их не так-то просто отменить). Тогда я позвонил каждому участнику цепочки обработки заявок. Я был потрясен: ни один человек не высказал негатива, совсем! Конечно, все тикеты я закрыл сам — своими руками через интерфейс.

Этот кейс дал мне несколько важных уроков:

  • Я и мои коллеги можем иметь разный взгляд на задачи. Значит, их описание должно быть таким, чтобы исключить неверную трактовку.
  • Задачу допустимо описывать устно только в одном случае: если ее предстоит выполнять в ближайшее время.
  • Процесс взаимодействия с сервисом должен быть подробно описан и утвержден сотрудниками, ответственными за сервис.

Масштаб, условия и 89% лайков

Ольга, HR:

ИТ-подразделение «Северстали» называется «Северсталь-инфоком». Это команда из более двух тысяч ИТ-специалистов, которая создает и поддерживает решения, пронизывающие буквально всю работу более чем 60 тысяч сотрудников холдинга. Например, с помощью 25 наших внутренних мобильных приложений сотрудники на 70 предприятиях сопровождают логистику и контроль качества, мониторят состояние агрегатов, учатся, входят в личные кабинеты и решают еще десятки задач.

Еженедельно мои коллеги пишут 170 тысяч строчек кода и периодически делают что-то невероятное. Например, мы первыми в металлургии внедрили машинное обучение для управления производством — цифровую модель «Аделину», которая управляет скоростью работы непрерывного травильного агрегата. Недавно осуществили переход SAP R/3 на S/4 за две недели, не останавливая работу предприятий — это почти как пересадка сердца на бегу. О наших самых интересных проектах и цифровых решениях рассказываем в «металлургическом блоге» на «Хабре».

Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

В «Северстали» открыты возможности для специалистов разного профиля. Вот некоторые направления:

  • разработка и тестирование на распространенном стеке, например, многое пишем на Java;
  • архитектура и аналитика;
  • UX/UI;
  • цифровизация, автоматизация и роботизация производства, например, компьютерное зрение и предиктивные модели;
  • DevOps и системное администрирование;
  • внедрение, тиражирование и поддержка решений SAP (S/4HANA, SAP ERP);
  • телекоммуникации, развитие физической инфраструктуры.

У нас понятная и прозрачная система вознаграждения, состоящая из оклада и годового бонуса, который зависит от результативности сотрудника и может представлять собой солидную цифру.

Мы постоянно мониторим рынок и предлагаем конкурентные зарплаты. Например, по результатам 2021 года всем сотрудникам «Северстали» увеличили зарплату как минимум на 9% и, помимо годового бонуса, сделали дополнительную выплату — один оклад, но не менее 50 тысяч рублей.

Сотрудники могут выбрать удобный формат работы — удаленно или в одном из офисов, расположенных в 21 городе. Те, у кого пока недостаточно опыта, могут пройти оплачиваемую стажировку в IT HUB «Северстали» — нередко мы приглашаем стажеров на постоянную работу еще до ее окончания.

Цифровой цех: почему ИТ-специалисты выбирают работу в «Северстали»

Сухая статистика говорит, что прийти в «Северсталь» — это хорошая идея: например, на Dream Job нас рекомендуют 89% сотрудников.

Присоединяйтесь!